Так что предание о Крысолове скорее всего не пустая выдумка. Конечно, гамельнский злодей не мог одними только звуками флейты завлечь ребятню в везерские омуты. Но, видно, сумел каким-то образом обмануть и погубить детишек. Значит, в основе древнего предания какой-то подлинный случай…
Установлено, что первое официальное упоминание о страшном флейтисте-крысолове следующее: «В 1284 г., – говорится в старинной гамельнской летописи, – в день Иоанна и Павла, что было в 26-й день месяца июня, одетый в пёстрые покровы флейтист вывел из города сто и тридцать рождённых в Гамельне детей на Коппен близ Кальварии, где они и пропали».
Запись эту считают тем зерном правды, из которого и выросла легенда. Здесь пока о сверхъестественной силе волшебной флейты ничего не говорится. Ну пошли и пошли, может, просто дудочник хорошо играл, вот и захотелось попрыгать под его музыку. И что же стало с детьми потом? Ведь, судя по записи, они пошли не к реке, а совсем в другую сторону.
Также установлено, что раньше, до XVI в., в легенде, которую передавали из поколения в поколение, был ещё рассказ о двух чудом уцелевших мальчиках. Они плелись сзади, совсем отстали от шествия, но успели увидеть, как…
…в склоне открылись ворота –
Своды глубокого тёмного грота.
И вслед за флейтистом в открывшийся вход
С пляской ушёл шаловливый народ.
Только последние скрылись в пещере,
Плотно сомкнулись гранитные двери.
Вот о чём поведали мальчики. За что один из них вскоре ослеп, а другой лишился речи. Значит, нечистая сила добралась-таки и до них.
Как понять такой поворот сюжета? Значит, дети не в реке утонули, а погибли в пещере? Сегодня можно купить буклет, на котором указан точный путь флейтиста по улицам города к тем ямам, в которых исчезли дети. Можно пойти посмотреть эти ямы. Но буклет ничего не объясняет, а только констатирует. Но что это – реальное событие или вымысел?
Комментируют это по-разному. Одни утверждают, что из Гамельна вышли не дети, а молодые воины, которые пали в схватке с войском епископа Минденского. Но битва та произошла двадцатью пятью годами раньше, т. е. в 1259 г., и в ней погибли тридцать человек, а не сто тридцать.
Другие убеждены, что в легенде отражена гибель участников «крестового похода детей», хотя поход этот был в 1212 г.
Третьи предполагают, что детей погубила чума, однако в 1284 г. эпидемии этой болезни не наблюдалось.
Четвёртые вспомнили, что в те времена по Европе гуляла эпидемия «танцевального психоза», странного заболевания, когда человек пускался в безудержный пляс, причём эти буйства становились массовыми, танцоров дёргало и корёжило, как при пляске святого Витта. Учёный Мейнард, сторонник данной версии, приводил известные в истории многочисленные случаи гибели людей от этого недуга.
Пятые искали ответ в витраже, который в конце XVI в. по распоряжению одного из бургомистров был установлен в церкви Маркиткирхе. Витраж не сохранился, но осталось его описание. А оно говорит, что на стекле были изображены не малые дети, а подростки, которых некий вербовщик уговорил переселиться в иные земли. Что же произошло с ними дальше? По одной версии, они все погибли во время путешествия по морю, по другой – объявились где-то на Востоке, далеко от Германии, где и стали жить.
Но ни одна из этих версий не является достаточно убедительной. И вот, в 1961 г. немецкий учёный Вальтраут Веллер решила, что пора наконец-то докопаться до истины! Прежде всего нужно было установить точное место трагедии. Но как сделать это, если прошло не меньше 750 лет? Изменился даже сам ландшафт, отошли русла рек, сгладились холмы. Следовательно, надо идти путями исторических свидетельств, они-то почти не меняются.